Главная цель работы с «особым» ребенком – повышение качества жизни. Это значит, что усилия специалистов и родителей должны быть направлены на формирование самостоятельности, его социализацию и адаптацию. Особое внимание следует уделять организации учебного процесса. Создание оптимальных условий для жизни и обучения – необходимое условие его успешности.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
Принцип интеграции в педагогике может быть рассмотрен в двух аспектах. Во-первых, это состояние, для которого характерна согласованность, упорядоченность и устойчивость связей между различными элементами. Во-вторых – процесс, который приводит к данному состоянию.
Интеграция – это в педагогике весьма важный показатель эффективности всей системы образования, так как он служит критерием ее целостности.
Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников.
Перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи:
• формирование единого понимания целей и задач сотрудничества с родителями воспитанников, их соотнесение с личными целями;
• развитие ответственного отношения к педагогической деятельности, формирование профессиональной позиции и самооценки;
• формирование умений построения успешных коммуникаций, улучшения психологического климата в коллективе;
• повышение мотивации и стремления к командному взаимодействию;
• профилактика профессионального выгорания.
Выполнение педагогами этих задач, целенаправленная, систематическая работа позволит достичь результатов в интеграции деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому педагоги должны обмениваться мнениями о формах и содержании совместной работы. Спорные вопросы должны решаться в ходе диалога с желанием понять и принять позиции другой стороны.
Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Главная цель взаимодействия воспитателя со специалистами – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ.
Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.
Семья и детский сад – важнейшие институты воспитания, а их продуктивное взаимодействие – залог успешного развития и благополучия ребенка.
Организация взаимодействия педагогов и родителей в работе по охране и укреплению физического и психического здоровья детей – одна из ключевых функций заведующего ДОУ. Такое взаимодействие обеспечивает благоприятные условия для полноценного и своевременного роста и развития дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, сокращает заболеваемость, способствует развитию творческого потенциала детей как субъектов отношений со сверстниками и взрослыми.
К формам интегративного процесса можно отнести совместные творческие проекты, праздники, досуги, развлечения, эксперименты, наблюдения, экскурсии, походы, беседы, викторины, конкурсы, сюжетно-ролевые и дидактические игры и т. д.
Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию.
Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течение одного дня, одной недели.
Сегодня в дошкольных учреждениях, в том или ином виде, осуществляется деятельность по взаимодействию всех участников образовательного процесса. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной информации, проводятся специальные педагогические советы, разнообразные мероприятия и т.д.
Следует отметить, что только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.